среда, 16 октября 2013 г.

Цетинье и рукодельное.

После Острога наш путь лежал в культурную столицу Черногории город Цетинье. Там мы посетили еще один мужской монастырь, именно он обеспечивает основной приток туристов в город.
,DSCN2140



Практически всегда в нем есть посетители, а в праздники и в выходные дни их особенно много.
Знаменит Новый Цетинский монастырь тем, что в нем находится Десница Иоанна Крестителя. Правая рука пророка, возложенная на голову Иисуса Христа во время крещения, пережила много приключений и путешествовала из страны в страну, спасаемая христианами. Побывав в древней Сирии, Турции, России, Греции, Египте, потеряв мизинец и безымянный палец (которые сейчас Стамбуле и Сиене), в конце концов десница была найдена в Цетинском монастыре в конце ХХ века. К ручке приложились и пошли гулять по городу.

Это памятник основателю города.

Чтобы отпраздновать 500-летие Цетинье, в 1982 году , на площади между дворцом короля Николы I и зданием Государственного архива Черногории, был воздвигнут памятник в честь основателя города Ивана Черноевича.  Памятник работы скульптора Anta Cržetića.
Город показался довольно безлюдным, по местному Арбату носились только бумажки и одиночные туристы.

Музей царя Николы.
Царь Никола или Князь Николай 1 Негоша очень плотно сотрудничал с Россией. Ему, действительно, удалось сделать Черногорию форпостом России на Балканском полуострове. Он добился того, что Государь Император Александр III Миротворец при посещении его Князем Николаем произнес в 1889 году знаменитый тост "За единственного искреннего друга России". В том же 1889 году Государь Император Александр III Миротворец пожаловал Князю Николаю I Негошу Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного.  Помимо ежегодной субсидии, выдаваемой Черногории с конца 1850-х годов, Россия снабжала Черногорию средствами для ведения войны, продовольствием в трудные годы, а также приданым для Августейших дочерей Князя. 

Вот такой указатель стоит возле музея, на нем указано расстояние до крупнейших музеев мира. До Лувра мол столько-то км, а до Эрмитажа и того больше. Но зато сразу становится понятно, что музеи Цетинье имеют родственные связи с мировыми сокровищницами.

Этнографический музей.
 Полюбовавшись  на местные достопримечательности, мы даже позволили себе сверхзвуковой шопинг, оценили  искусство местного кузнеца, отливавшего колокольца на глазах гуляющего люда,  а затем,  изучив карту поняли что в шаговой доступности находится музей (странно, что все экскурсии ориентированы на религиозные святыни, а вот к культурным святыням, как-то не возят). Нашли его и стали энергично дергать ручку запертого входа, расстроились, что не попадаем. Но вдруг откуда-то, со стороны улицы, не исключено, что из расположенного напротив музея царя Николая, прибежала запыхавшаяся тетя. Я  конечно в курсе, что в Европе максимально упраздняют музейные должности и ставки, приучая музейщиков работать на контрактной основе (типа пригласили на месяц выставку сделать, сделал – получи деньгу, и гуляй дальше, пока вновь не понадобишься). Тетя  оказалась, в одном лице кассиром, смотрителем, и видимо директором музея, шустро открыла нам двери, обилетила  и мы довольные принялись за осмотр экспозиции. Так как музей назывался этнографическим  я очень надеялась обнаружить в нем образцы декоративно-прикладного искусства бытовавшие в Черногории, собственно мои надежды оправдались в музее экспонировалась выставка ,,От нити к ткани,, на которой были представлены образцы вязального творчества и совсем немного пиротских ковров. Основная часть экспозиции была посвящена вязанию и ткачеству. Ну так мы и сами могем. А вот  по пиротски не могем!










 Пирот – это небольшой город на юго-востоке Сербии. Построенный на месте, где в 3 веке находилась римская крепость Туррес, а в четвёртом – византийский город  Quimedava, под своим именем он впервые упомянут в четырнадцатом столетии. Некогда богатая турецкая "варош", Пирот стал центром ручного производства ковров-чилимов, огромная коллекция которых находится в Музее Понишавля.

    Первые сведения о пиротских чилимах можно найти в «прописях»  1565 года, где описываются покрытые ими ладьи на Дунае и Драве. Но "основной задачей" такого ковра была защита от любой напасти. Ему приписывали и приписывают чудодейственные свойства: говорят, что ткач наделяет чилим особой энергетикой, которая способна исцелять своих владельцев и привлекать богатство. Пиротская традиция ткачества ковров насчитывает 400 лет. Особенность ковров из Пирота в том, что у них нет ни лица, ни изнанки. Они имеют очень яркий контрастный орнамент. Их ткут на вертикальных ткацких станках, и их технология практически не менялась с момента возникновения производства. Для ковров используется шерсть овец, которых разводят в горных окрестностях Пирота. Применить механизацию при изготовлении ковров просто невозможно — только ловкость пальцев и острый глаз  ткачихи.


За месяц одна ткачиха с 10-летним опытом может выткать от 0,8 до 1,0 кв. м ковра. Прежде всего, в 2002 г. в целях защиты интеллектуальной собственности мэрия Пирота в Белграде на государственном уровне законодательно закрепила географическое происхождение и название «Пиротский ковёр» вместе с 95 узорами и 122 орнаментами. Были определены строгие критерии, по которым определяют оригинальность ковра из Пирота. 



У каждого элемента орнамента есть название: gugtce na direci (горлицы на столбах), zvezda (звезда), dulovi (круглые цветы), venci (венки), bombe (бомбы), grozdovi (гроздья). Люди верили, что ковры из Пирота обладают чудодейственной силой и положительной энергией. Их и сегодня приобретают  для защиты дома от негативного воздействия, дарят в качестве символа семейного счастья и богатства своим родным, близким. Только для этого нужно выбрать соответствующий орнамент и узор. 






Интересно, что небольшие такие коврики-квадратики, мы увидели в национальном костюме сербов, использовавшиеся в качестве передников-оберегов.



В Петроваце в один из праздных вечеров, гуляя по набережной мы случайно попали на выступление национального танцевального коллектива. Вот где можно было наглядно проследить как в абсолютно славянские мотивы, очень неназойливо и постепенно от танца к танцу,  в мелодию и костюм вплетались восточные нотки, становясь все ярче и громче, пока не перешли в абсолютный апофеоз восточной культуры с шальварами, многочисленными монистами, тонкими шелковыми тканями и восточным орнаментом. А славянский танец с характерными чертами  общности и коллективной радости, очень незаметно превратился в сеанс восточно-арабской сказки для одного господина. Да, очень наглядно за 40 минут нам показали как   Османская Империя оплодотворила Балканы. Такого невероятного mix'а не переживала наверное ни один географический регион мира.
Экспозиция музея не потрясла, но очень наглядно продемонстрировала все умения черногорских рукодельниц, оказалось они на протяжении многих веков только и делали, что пряли и вязали. Видимо  именно это повлияло на развитие современного, очень красивого сербского трикотажа, нам повстречались на пути два известных сегодня  бренда: KOOI и IVKA





Вот официальный сайт фирмы KOOI, кто желает полюбоваться вам сюда http://www.kooi-knit.com/ Я конечно не удержалась и прикупила одну кофточку.

Подобное можно встретить на рынках и сегодня.


Это Аллуську немного перекосило, от передоза красоты при выборе чилимов.


 А, это  трофеи из Сербии и Боснии, которые пополнят мою колллекцию ДПИ,
 куколка, ну очень аутентичная, провисела на мостарском базаре явно не один год, моль на нее покушалась, легкая тенета облагородила этот гордый лик  восточной женщины, с явно славянским корнями, ну слава богу одета она по погоде, ей не будет холодно в нашем суровом климате.











,

Комментариев нет:

Отправить комментарий